Прежде всего отрабатываем движение подъема языка вверх, стараемся укрепить мышцы языка, активизировать его движения. В случае носового произношения нужно научить ребенка выдыхать ртом и чувствовать разницу между ротовым и носовым выдохом, что можно сделать, используя тактильный контроль, дуть на бумажки, ватки, свечки и т.д. Полезны будут упражнения для губ, дутье по сторонам прикушенного языка, чтобы воздух проходил по бокам, а кончик языка оставался закушенным. Ребенок должен научиться распластывать язык, закусывать его не напрягая и не суживая. Это нужно делать перед зеркалом. Когда межзубное положение языка будет усвоено, а в случае изначально межзубного произношения оно доступно, ребенку предлагаем закусить широкий язык, улыбаться и "гудеть" Далее нужно тянуть гласные А, Ы, У при закушенном языке. Затем, не переставая тянуть гласный, ребенок должен прикусывать и отпускать язык поочередно, получается сочетание ал-ал-ал. Не нужно произносить слишком быстро, а вот за языком надо следить, не позволяя ему втягиваться в рот. Постепенно, в результате повторения получатся слоги ла-ла-ла. Усвоив межзубное произношение, ребенок может переходить к правильному, зазубному. Язык нужно поднять за верхние центральные зубы, прижать к альвеолам и произносить сочетание лы многократно. Упражнение необходимо выполнять перед зеркалом.
|